Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Современные образовательные технологии

Дата: 15 июня 2015 в 23:57, Обновлено 25 января 2024 в 21:33

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Технологизация педагогического процесса призвана помочь отбору методов, средств и форм реализации конкретной цели. Главные вопросы, на которые отвечает технология: как учить, воспитывать, развивать, как создать лучшие условия для познавательной деятельности?

Чем же технология отличается от методики?

Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования. Технология – инструментарий в педагогической деятельности приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта.

Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень. Любая технология имеет свою структуру.

Структуру образовательной технологии составляет:

концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

процессуальная часть – совокупность форм и методов деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению образовательным процессом (усвоением материала), диагностика.

Таким образом, если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Реализация образовательных технологий осуществляется на основе следующих принципов:

гуманизация – приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса;

целостности образа мира, реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;

учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;

учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка – соблюдение в организации образовательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;

комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе – свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;

педагогической поддержки – решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа – удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;

профессионального сотрудничества и сотворчества – профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

В настоящее время взаимодействие всех субъектов образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) учреждения дошкольного образования осуществляется на основе современных образовательных технологий.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, выполнение учебной программы дошкольного образования.

К числу основных современных образовательных технологий

можно отнести:

физкультурно-оздоровительные;

проектной деятельности;

исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные;

личностно-ориентированные;

игровую;

ТРИЗ;

коррекционные и др.

В основе всех технологий заложена система мер по охране и укреплению здоровья детей, поэтому все технологии, используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования являются здоровьесберегающими. Многие считают, что здоровьесберегающие технологии – это альтернатива педагогическим технологиям. Понятие «здоровьесберегающая» – это качественная характеристика любой образовательной технологии, когда в ходе получаемого ребенком образования не наносится ущерба их здоровью.

Все образовательные технологии, разработанные белорусскими авторами и используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, являются здоровьесберегающими.

Современные технологии дошкольного образования, рекомендуемые Министерством образования Республики Беларусь:

Глазырина Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»;

Шебеко Н.В. «Педагогическая технология развития творчества дошкольников к двигательной деятельности»;

Старжинская Н.С. «Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»;

Петрикевич А.А. «Технология процесса воспитания гуманного отношения к природе»;

Стреха Е.А. «Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников»;

Дубинина Д.Н. «Теория процесса художественно-речевого развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»;

Горбатова Е.В. «Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет»;

Ходонович Л.С. «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников»;

Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «Теория формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора»;

Житко И.В. «Теория алгоритмизации процесса математического развития дошкольников».

Физкультурно-оздоровительные технологии.

Направлены на решение следующих задач:

- физическое развитие детей: формирование физических качеств, двигательной активности детей;

- укрепление здоровья детей и увеличение резервов здоровья;

- формирование физической культуры дошкольников: овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

К используемым в практике учреждения дошкольного образования физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии:

Глазыриной Р.Д. – «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»;

Базарного В.Ф. – «Теория сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения»;

Боковец Ю.В. – «Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста».

В работе с детьми физкультурно-оздоровительные технологии используются при проведении:

закаливания;

дыхательной гимнастики;

гимнастики для глаз;

пальчиковой гимнастики;

точечного массажа и самомассажа;

упражнений по профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки;

физкультминуток;

релаксаций;

динамических пауз;

физкультурных занятий;

занятий на тренажёрах;

подвижных игр и элементов спортивных игр и др.

Техники визуализации в образовательном процессе

Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени. (например - цикл появления бабочки).

Другая сфера использования таймлайнов – управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам отмечать и видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.

Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги).. Рисованный скрайбинг – зарисовка образов по ходу передачи текста, пиктограммы. Сюда относится -  Картинки на магнитах

Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.

Интеллект-карта (карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) – это графический способ представить идеи, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность.

Для создания инфографики могут использоваться таблицы,

диаграммы, графические элементы и т.д. Графическое представление информации как способ общения между людьми, передача смысла сложных явлений и понятий в виде картинок использовались человеком с давних времен в более интересном и компактном для читателя виде.

Инфографика в образовании явление не новое. Ведь хорошо

иллюстрированные таблицы на страницах учебных пособий и карты

можно назвать образцами учебной инфографики. Визуально инфографика может быть представлена в разных формах. Например, в качестве  диаграммы, иллюстрации, эмблем или простых рисунков. Любой образ подходит, если он эффективно работает для передачи данных. Основная цель инфографики – информирование.

Существует три типа инфографики:

– статичная – чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов. Наиболее простой и распространенный вид инфографики;

– интерактивная – содержит анимированные элементы, пользователи могут (в той или иной степени) взаимодействовать с динамическими данными. Этот вид инфографики позволяет визуализировать большее количество информации в одном интерфейсе;

– видеоинфографика – представляет собой короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст.

По типу источника различают 3 основных вида инфографики:

– аналитическая инфографика – графика подготавливаемая по аналитическим материалам. Наиболее часто используется экономическая инфографика: аналитика проводится исключительно по данным экономических показателей и исследований;

– новостная инфографика – инфографика, подготавливаемая под конкретную новость в оперативном режиме;

– инфографика реконструкции – инфографика, использующая за основу данные о каком-либо событии, воссоздающая динамику событий в хронологическом порядке.

В образовательном процессе используется инфографика следующих типов:

– инструкция,

– памятка,

– плакат,

– путеводитель,

– статистика.

Работа с инфографикой может идти в двух направлениях:

1) анализ учащимися созданной учителем (дизайнером)

инфографики;

2) создание инфографики детьми под руководством педагога на

основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по

изученному материалу).

Также можно предлагать задания на составление предложений, рассказов:

Можно выделить следующие направления в использовании

инфографики в образовательном процессе:

–  восприятие информации;

– запоминание  с опорой на графические образы;

– отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала;

– способ делиться знаниями и результатами исследований;

– способ обработки данных исследований;

– развитие критического мышления.

Методы визуализации организуют и направляют мыслительный процесс, позволяя понять тему, проблему детям с разным уровнем способностей.

Где можно использовать инфографику?

1. В работе с детьми. Во время ознакомления с новым материалом или закрепления знаний; для организации работы в парах, мини-группах, в режимных моментах, в различных видах детской деятельности. Для представления результатов исследовательской или проектной деятельности (например, при создании постера, где отражаются все этапы исследования)

2. В работе с родителями. Информационные стенды станут намного интереснее, если они будут наполнены инфографикой. Ведь наша задача донести до родителей определенную информацию в простой, доступной форме. Яркие картинки, заменяющие текст, облегчают восприятие и усвоение информации. Для представления личного педагогического опыта. Понятные графики и диаграммы лучше воспринимаются и запоминаются. Это способ делиться опытом и результатами исследований.

10 советов по созданию качественной инфографики

1.Создайте точку фокуса внимания

Инфографика слишком часто превращается в чересчур усложненную кашу из картинок и текста. Можно легко увлечься и создать вместо полезной конструкции нечто гнетущее. Одним из способов избежать подобной тенденции является создание центрального графического элемента, наглядно передающего основную тему. Такая структура привлекает внимание и придает ощущение, что вы легко сможете поглотить отображенную

информацию. Рассказывайте историю в картинках. Этот совет несет в себе ту же концепцию, что и второй совет, описанный здесь выше. Так как задачей инфографики является быстрота считывания, ваш проект должен мгновенно рассказывать историю. Инфографика должна основываться на визуальном ряду и не слишком полагаться на текст. Конечно же, он должен

присутствовать в ней для тех, кто пожелает тратить время на чтение,

однако ваши картинки должны и сами по себе очень хорошо

передавать смысл.

Когда вы создали рабочий эскиз своей инфографики, попробуйте

убрать из нее весь текст и показать кому-нибудь, кто не видел ее прежде. Сможет ли он кратко сказать, что перед ним? Можете ли вы как-то улучшить эту визуальную связь?

Инфографику можно создать практически в любом редакторе,

который есть под рукой – Ms Office Power Point, Ms Office Word,

Paint и т. п.

Но для людей, не знакомых с принципами дизайна и инфографики

это бывает довольно сложно.

В Интернете представлено множество сервисов, позволяющих

создавать разные виды инфогафики как по шаблонам, так и с чистого

листа. Рассмотрим некоторые из них:

Cacoo – бесплатный инструмент по созданию инфографики.

Дружественный пользователю онлайн-инструмент для рисования,

который позволяет создавать различные виды инфографики, такие

как карта сайта, схемы страниц, Mind Maps и другие. Сервис

предусматривает возможность совместной работы над

инфографикой в режиме реального времени. Таким образом,

несколько пользователей одномоментно могут добавлять к себе в

блог одну диаграмму или делиться ей друг с другом. Этим

инструментом можно использоваться бесплатно. После регистрации

открывается русскоязычный интерфейс.

Tagxedo. Этот сервис преобразует текст (известные изречения,

новости, слоганы, даже любовные признания) в удивительным

образом визуализированные облака слов. Слова отличаются по

размеру в зависимости от частоты упоминаний в тексте. Можно

выбрать любую форму облака – в виде птицы, животного, сердца,

различных предметов и даже человеческого лица. Также можно

редактировать цвет текста и фона, ориентацию слов и другие

параметры. Использование данного сервиса иногда требует

установки плагина Silverlight, если он отсутствует

Canva.com

Лучший онлайновый конструктор для создания баннеров, визиток,

иллюстраций и постеров. Сразу после регистрации и входа в свой

аккаунт, вам будет предложено выбрать шаблон. Можно выбрать

презентацию, графику для блога, заставку для Facebook, постер,

приглашение и так далее. Готовое изображение можно сохранить на

компьютер в форматах PNG или PDF.

Коррекционные технологии.

К рекомендованным коррекционным технологиям относятся технологии:

Баль Н.Н. по логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;

Кисляковой Ю.Н. по развитию и коррекции речевых нарушений;

Щербы Н.В. по формированию произносительной стороны речи.

Существуют разные виды коррекционных технологий в работе с дошкольниками:

арттерапия

сказкотерапия

психогимнастика

музыкотерапия

артикуляционная гимнастика

су-джок терапия

технологии воздействия цветом

технологии коррекции поведения

тренинги

песочная терапия и др.

Реализуются данные виды технологий специалистами учреждения дошкольного образования (учителем-дефектологом, педагогом-психологом), отдельные технологии используются только при условии прохождения специальной курсовой подготовки.

Технологии проектирования.

Основное направление – развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение в сферу межличностного взаимодействия.

Данные технологии реализуются в процессе:

работы в группах, парах;

бесед, дискуссий;

активного взаимодействия: экспериментирования, сравнения, наблюдения, исследования и т.д.

В отечественном дошкольном образовании данная группа технологий относительно новая и нетрадиционная. Но первые попытки в этом направлении уже предпринимаются.

Рекомендованной технологией проектирования в образовательном процессе с дошкольниками является технология А.А. Петрикевич о современных подходах к решению проблем использования метода проектов в образовании и развития познавательной активности у дошкольников.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Технология исследовательской деятельности.

Основное направление – формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Известны исследовательские технологии:

Никашиной Г.А. – игровая модель познавательного развития ребёнка;

Савенкова И.А. – методика исследовательского обучения (Российская Федерация).

Технология или методика Савенкова И.А. направлена на развитие исследовательской активности дошкольников, формирование исследовательских способностей и исследовательского поведения.

На методику Савенкова И.А. ссылается Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова в пособии «Современные подходы к процессу образования старших дошкольников» и использует данную технологию при построении образовательного процесса по познавательному развитию дошкольников.

Технологии исследовательской деятельности реализуются с помощью:

эвристических бесед;

вопросов проблемного характера;

наблюдений;

моделирования;

опытов;

фиксации результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

«погружения» в краски, звуки, запахи и образы природы;

подражания голосам и звукам природы;

использования художественного слова;

дидактических игр, игровых обучающих и творческих развивающих ситуаций;

трудовых поручений, действий.

Информационно-коммуникационные технологии.

Это технологии использования специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Цель информационных технологий:

- расширение возможностей учреждения дошкольного образования наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка;

- развитие интеллектуальных, творческих способностей, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умения самостоятельно приобретать новые знания;

- заложение потенциал обогащенного развития личности ребенка.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимуломпознавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает:

использование глобальной сети Интернет – это позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным;

использование развивающих компьютерных программ – это позволяет увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение; (но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста);

- использование мультимедийных презентаций – это позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

При подборе и использовании ИКТ важно соблюдать ряд требований к компьютерным программам. Развивающие программы должны:

носить исследовательский характер;

быть лёгкими для самостоятельных занятий детей;

иметь высокий технический уровень;

развивающими детские навыки и представления;

носить возрастное соответствие;

быть занимательными.

По своему назначению компьютерные программы классифицируются на:

развивающие воображение, мышление, память;

говорящие словари иностранных языков;

простейшие графические редакторы;

игры-путешествия;

обучающие чтению, математике;

мультимедийные презентации.

Перечень обучающих компьютерных программ, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ специального образования опубликован в ИМП «Об использовании ИКТ в образовательном процессе с детьми с ОПФР» от 25.05.2012года.

Личностно-ориентированные технологии.

Задачи личностно-ориентированных технологий:

- гуманистическая направленность содержания деятельности учреждения дошкольного образования.

- обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов,

- индивидуальный подход к воспитанникам.

- приоритет личностных отношений.

Формы организации:

- игры, спортивные досуги, специально-организованная деятельность,

- упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность,

- гимнастика, массаж, тренинг, сюжетно-ролевые игры, этюды.

Образовательные технологии белорусских авторов причисляются к разряду личностно-ориентированных технологий.

Игровые технологии.

Задачи:

- развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-педагог» для обеспечения душевного благополучия;

- преодоление трудностей в других видах жизнедеятельности;

- формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия;

- социализация ребёнка – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития;

- развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

Игровая технология строится как целостный образовательный процесс, объединённый общим содержанием, сюжетом, персонажем и содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда и разные группы и типы игр. Технологии белорусских авторов относятся к разряду игровых.

Технология ТРИЗ.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Технология ТРИЗ – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

Основные задачи:

развитие управляемого творческого воображения;

формирование навыков творческого стиля мышления;

систематичности;

диалектичности (способности к движению, к саморазвитию);

не шаблонности;

смелости решения;

творческой интуиции;

развития речи.

В технологии имеют место как индивидуальные, так и коллективные приёмы. К коллективным относятся:

эвристическая игра,

мозговой штурм,

коллективный поиск.

Особенностью технологии является – системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ – всё это делает занятия увлекательными и разнообразными.

Элементы ТРИЗ технологии осуществляется в образовательном процессе в составе игровых, исследовательских технологий и технологий проектирования. Самостоятельное использование в работе с детьми технологии ТРИЗ требует курсовой подготовки.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Хочется подробнее остановиться на оздоровительной технологии Базарного В.Ф. которая позволяет обучать, развивать детей и при этом сохранять и укреплять их здоровье. Теория «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» В.Ф. Базарного – это строительство образовательного процесса на основе телесной вертикали и зрительно-двигательной поисковой активности в режиме дальнего зрения и расширения “зрительных горизонтов” на основе ситуационно-образного моделирования. Обладает огромными развивающими, обучающими и здоровьесберегающими возможностями.

Современные технологии дошкольного образования, разработанные белорусскими учеными

Горбатова  Е.В. «Технология формирования  графических умений у  детей 5-7 лет»

Задачи и содержание образовательного процесса по формированию у детей 5-7 лет графических умений педагог направляет на формирование у детей высокой точности координированных движений руки, накопление необходимого графического опыта изображения предметов, форм, знаков и линий различной конфигурации, развитие точности зрительного восприятия, тонкости мышления, ощущений и т.п. Выбор конкретного содержания обусловливается психофизиологической характеристикой двигательных компонентов письма, особенностями регуляций движений руки ребенка дошкольного возраста

Ходонович Л.С. «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников»

Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «Теория формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора»

Житко И.В. «Теория алгоритмизации процесса  математического  развития дошкольников»

Петрикевич А.А. «Использование  методов  проектов в образовании  и развития  познавательной активности у дошкольников»

Никашина Г.А. «Игровая модель познавательного развития ребенка» и  др.

А.А. Петрикевич о современных подходах к решению проблем использования метода проектов в образовании и развития познавательной активности у дошкольников. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. ... Известны исследовательские технологии: Никашиной Г.А. – игровая модель познавательного развития ребёнка; Савенкова И.А. – методика исследовательского обучения (РФ

Глазырина Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности  детей при  одновременном  развитии»

Шебеко Н.В. «Педагогическая технология развития  творчества  дошкольников в  двигательной деятельности»

Старжинская Н.С. «Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычия»

Петрикевич А.А. «Технология процесса воспитания гуманного  отношения к природе»

Стреха Е.А. «Технология использования игр с природным  материалом в процессе экологического  воспитания дошкольников»

Разработанное Е. А. Стреха содержание игр с водой, песком, снегом и льдом, направлено на ознакомление детей со свойствами са-мих природных материалов, с их свойствами как среды обитания, с взаимосвязями живой и неживой природы. Автором также были предусмотрены этапы освоения детьми игр с природными материалами. На первом этапе предлага-ется использовать игры, направленные на познание свойств природных материалов; на втором ¾ игры...

Дубинина Д.Н. «Теория процесса художественно-речевого  развития дошкольников в ситуации русско-белорусского  двуязычия»

Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»

Воскобович В.В. «Технология интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры»

Воскобович Вячеслав Вадимович — петербургский автор игр и пособий, создатель развивающей методики для детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».

Авторская технология интегрирует сразу несколько технологий: игровые технологии, элементы ТРИЗ, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии.

Наиболее востребованные на современном этапе технологии

Технологии проектной деятельности

Технологии исследовательской деятельности

Информационно-коммуникационные технологии

Личностно-ориентированные технологии

Интерактивные технологии

Технология проблемного обучения

Игровые технологии и др.

В условиях активного внедрения современных информационно-коммукационных технологий (ИКТ)  в педагогический прочесс актуальной потребностью является формирование ИКТ-компетенции  работников образования. Это позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов педагогической деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков.

Эффективность использования ИКТ зависит от четкого представления о роли и месте, которое они могут и должны занимать в системе педагогического процесса.

Достоинства использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

  • Делают педагогический процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
  • Значительно расширяют возможности предъявления информации.
  • Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
  • Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления различных мероприятий.
  • Делают процесс обучения и воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
  • Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
  • Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
  • Повышают качество педагогического труда.
  • Способствуют эффективности образовательных и воспитательных мероприятий.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.