Одним из основных направлений государственной политики в сфере образования является обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.
Проблема приобщения детей к национальной культуре приобретает актуальность в наше время. Политика Республики Беларусь направлена на возрождение национальных традиций и ценностей. Пройдет время, и сегодняшние дошкольники будут определять будущее Беларуси. И очень важно уже сейчас обратить внимание на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осмысление личной ответственности за судьбу Родины.
По мнению Козловой С.А., патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины .
Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
К старшему дошкольному возрасту у ребят увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность управлять своим поведением, сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. Именно в дошкольном возрасте закладываются начала действенного отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких , делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному посёлку, к родной речи – приоритетное направление деятельности нашего учреждения. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящих патриотов, любящих свою Родину.
«Помочь ребёнку открыть мир для себя и себя – миру призваны взрослые, в том числе взрослые, имеющие такую непростую и такую замечательную профессию – педагог!»
В соответствии с Перечнем средств воспитания, учебных пособий утверждённым постановлением Министерства образования Республики Беларусь №50 от 24.09.2007г пополнен, обновлено содержание предметно-развивающей среды в группе. Оформлен уголок краеведения, где расположила в соответствии с требованиями карту Беларуси, куклу в национальной одежде, генеалогическое дерево, альбомы с разнообразными материалами о декоративно-прикладном искусстве Беларуси, образцы белорусской одежды, посуды, иллюстрированные книги с произведениями народного искусства, фотографии с разнообразными достопримечательностями Беларуси и своего посёлка, иллюстрации с изображением родных пейзажей, белорусские народные игрушки, настольно-печатные игры, макет белорусской избы, портреты знаменитых людей Беларуси, фотоальбомы «Моя семья». «Моя Беларусь».
Оборудована творческая мастерская, результатом организации которой является создание детьми продуктов рукоделия, поделок из природного материала, поздравительных открыток и подарков для ветеранов труда, участников Великой Отечественной войны и воинов-афганцев,
составление маршрутов и др. Разработан авторский проект, главной целью которого стало воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в системе образовательной деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется при комплексном подходе, включает в себя решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.
Для проведения специально-организованной деятельности были отобраны и разработаны наиболее актуальные занятия, а также авторские по ознакомлению с родным краем.
Содержание, объём познавательного материала приурочивается к конкретным событиям, праздникам. Например, «Знакомство с правами и обязанностями» – в марте перед Днём Конституции, «Богатыри Земли Белорусской – перед Днём Защитников Отечества, День единения народов Беларуси и России, День народного единства, День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь, таким образом, обеспечивая связь с общественными событиями, что даёт возможность глубже осознать детям, что для нынешнего поколения мир на земле сберегли наши деды и прадеды, защищая страну от захватчиков.
Действенными формами являются экскурсии к памятникам погибших воинов, по социальным объектам посёлка. Прежде всего, важно правильно отбирать объекты для наблюдения. Они должны быть яркими, выразительными, понятными детям. Если это экскурсии в природу, то необходимо выбирать живописные места и показывать детям их в различную погоду, т. е. способствовать видению красоты родного края (парки, сквер). Если это экскурсия к месту работы взрослых, то процесс и результат труда должны быть понятны ребенку (стройка, почта, магазин и т.д.).
Очень понравились детям экскурсия в пожарно-спасательную часть и погранпост, где воспитанники услышали рассказ не только о назначении профессии пограничников, пожарных-спасателей, но и услышали от специалистов о соблюдении правил безопасной жизнедеятельности. Также было организовано обучающее занятие с воспитанниками с активным участием сотрудника РОЧС.
Известно, что важнейшим средством педагогического воздействия при воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Во время прогулок на луг, в парк, к реке, на поле я учу детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Экскурсии, наблюдения способствуют воспитанию чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.
Мы помогаем своим воспитанниками увидеть, как люди трудятся, как они выращивают хлеб. Знакомлю детей с основными правами и обязанностями белорусского человека: право на труд, отдых, образование, обязанностью честно трудиться, жить в дружбе, заботиться о благосостоянии республики. Дети осознают, что необходимо беречь и уважать труд людей.
Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина, патриота своей Родины. Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Всегда поощряетс трудовая деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для группы, для детского сада, для своего посёлка.
С этой целью, на территории учреждения разработан мини-огород,
который ежегодно ярко, сказочно оформляется. Для того, чтобы дети могли не только потрудиться, ознакомиться, но и отдохнуть, рядом размещены скамейки. Действенным средством трудового воспитания является практическое участие детей в посадке, выращивании, сборе урожая. Дети видят результат своей работы, испытывают гордость за свой труд. Выполняя трудовые поручения, ребята понимают, что труд необходимо беречь и уважать. Ребята сами стали предлагать свою помощь, следили за порядком в группе. У них формировались такие качества, как взаимопомощь, бережливость, трудолюбие.
Основное место в жизни ребёнка занимают игры. Каждый народ имеет свои самобытные игры, которые отражают характер народа. Оформлена картотека дидактических, народных игр, каляндарна - абрадавых гульняу и забау по разным образовательным областям.
С целью ознакомления детей с историей нашего населённого пункта, его достопримечательностями разработана авторская настольно-печатная игра «Знакамiтыя мясцiны нашага пасёлка», имеющей несколько вариантов игры .
Белорусские народные игры – необходимая возрастная ступенька в освоении человеком морально-этических ценностей своего народа, в развитии физических качеств, в формировании здорового образа жизни, они не могут быть заменены даже самыми лучшими современными образцами массовой культуры, а должны использоваться рядом с ними.
Для достижения поставленной цели также широко использую сказки. Сказка заставляет ребёнка сопереживать и внутренне содействовать персонажам. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица- умница. А для мальчиков – добрый молодец – сильный, смелый, бесстрашный. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность.
Большое место в приобщении детей к народной культуре Белоруссии занимают народные праздники и традиции: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. В нашем детском саду регулярно проводятся народные праздники: «Дажынкi», «Масленiца», «Каляды», «Гуканне Вясны», активными участниками которых являются педагоги, воспитанники и их родители.
Хорошей традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников физкультурно-оздоровительного характера, досугов «День защитника Отечества», «День Победы», «День защиты детей», которые также проводятся с активным участием детей, родителей и педагогов.
Но самое главное то, что эффективность формирования гражданско-
патриотических чувств у воспитанников в большей степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, родителям, которые должны быть примером, образцом поведения. Поэтому, для реализации поставленных задач стала необходимость активного вовлечения семьи в образовательный процесс.
Именно в семье закладываются первоосновы нравственной культуры, отношение к людям, развиваются чувства справедливости, уважения к народным традициям, чувство собственного достоинства.
С этой целью для родителей было организовано выступление по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников на родительском собрании и особое внимание было уделено проблеме общения родителей со своими детьми. Были разработаны и вручены консультации памятки, такие как «Правила общения родителей с детьми», «Педагогика семейного воспитания».
В предоставленных материалах была раскрыта тема воспитания личности примером взрослых, родительской любовью, через общение, которые являются для детей источником уверенности, душевного комфорта и эмоционального благополучия.
Совместно с родителями проведена природоохраняющая акция «Сохрани природу». На территории учреждения были посажены кустарники, деревья: сосны, вишни и др. С родителями проведён семинар-практикум «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», организованы консультации по теме: «Вусная народная творчасць – праменьчык выхавання патрыятызму дашкольникау», «Абрады Беларусi», «Этнакультурнае выхаванне дзяцей дашкольнага узросту».
Для педагогов был проведён мастер-класс по плетению из соломки, подготовлены материалы для выступления на семинаре-практикуме по теме “Выхаванне станоўчых пачуццяў і павагі да Радзімы у выхаванцаў”.
Дальнейшая работа нашего учреждения состоит в необходимости продолжения присоединения к народному наследию, содействие становлению личности воспитанников в лучших традициях доброты и уважения к друг другу, к своему народу, Родине разнообразными средствами нравственно-патриотического воспитания.