Сохранение здоровья детей в период адаптации к школе
Начало обучения в школе – один из самых сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Поступая в школу, ребенок переходит от беззаботного детства к сложной учебной деятельности, заполненной чувством ответственности. Меняется вся его жизнь, появляются задачи, не связанные с предшествующим опытом, что требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических резервов развивающегося организма. И этот переходный период должен проходить максимально спокойно без ущерба для здоровья ребенка.
Адаптация к школе – длительный процесс, имеющий физиологические, психологические и социальные аспекты, связанные с развитием ребенка.
Индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении ребенка, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, нежелание идти в школу. В первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела.
Освоение обычных видов деятельности школьника вызывает серьезное напряжение ряда физиологических систем. Например, изучение реакции организма первоклассников на уроках по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы выявило, что напряжение этой системы ребенка можно сравнить с напряжением той же системы космонавта в состоянии невесомости. При этом интеллектуальные и эмоциональные нагрузки первоклассника сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Причем статическая нагрузка для детей 6 лет наиболее утомительна, так как при удержании определенной позы, например, при письме, необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточно развитых у детей этого возраста. Сам процесс письма (особенно безотрывного) сопровождается длительным статическим напряжением мышц руки (сгибателей и разгибателей пальцев).
По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в первые недели обучения, учебные занятия можно сравнить с влиянием на взрослый, хорошо тренированный организм в экстремальных условиях. Эти примеры показывают, насколько труден для ребенка процесс физиологической адаптации к школе.
Только на пятой неделе обучения постепенно повышаются и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма
Социально-психологическая адаптация тоже все чаще проходит у современных первоклассников с трудностями.
Успешность адаптации во многом зависит от развития у детей положительной оценки себя как ученика. Этот процесс сравнивания себя с другими учениками по критериям педагога и на основе этого сравнения выработка положительного мнения о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах начинается с первого школьного дня. Постепенно у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия. Позитивная адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе.
Социальное здоровье учащихся находится в тесной связи со здоровьем и компетентностью педагога. У нездорового учителя ниже качество работы, а значит, ученики хуже усваивают материал, больше подвергаются стрессу, быстрее утомляются. Безграмотность учителя в вопросах здоровьесбережения, пренебрежение к физическому и психологическому состоянию учащихся не компенсируется призывами заботиться о здоровье и даже проведением уроков здоровья. Несоответствие педагогических требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния центральной нервной системы, к резкому снижению учебной активности и работоспособности
Отдых во второй половине дня, ночной сон не всегда достаточны для расслабления первоклассников. Почти у всех детей в начале школьных занятий наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем более выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов к этому организм вчерашнего дошкольника. Естественно, что легче переносят период адаптации и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным функционированием всех систем организма и гармоничным физическим развитием, имеющие 1 группу здоровья.
Слабое физическое развитие ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания, негативно влияют на состояние центральной нервной системы. А это служит причиной более тяжелого протекания адаптации, что ведет к снижению работоспособности, высокой утомляемости, ухудшению здоровья и снижению успешности обучения
Специалисты выделяют факторы, которые существенно облегчают адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, — факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важные из них — рациональная организация учебных занятий (паузы во время уроков, разбивка большого задания на несколько мелких и др.) и рациональный режим дня.
Сообщение: медсестра Назаренко С.И.